HALO 3: ODST (Single-player campaign)
Обзоры каждой части HALO начинаются примерно одинаково: с истории, собственно, сериала и с того, что перед нами стопроцентный хит. Что ж, на этот раз все будет иначе. Перед нами не очередной номерной выпуск, а всего-навсего add-on к 3-й части. Однако ситуация сложилась так, что этот «всего-навсего add-on» подобен глотку свежего воздуха в раскаленной пустыне.
Необычные ощущения
Писать рецензию на проекты вроде HALO 3: ODST – занятие неблагодарное. Слишком сложный для восприятия и анализа материал. Нет, вы не встретите в ней заунывных диалогов, философских размышлений и тому подобной ереси. Но ODST уникальна, прежде всего, тем, что заставляет поверить в реальность происходящего с первых же секунд, как и оригинальная трилогия в свое время. «Живой шутер» – так можно отозваться обо всей трилогии, и точно так же проявляет себя ODST. Эмоции и ощущения играющего поставлены во главу угла на пару с атмосферой и сюжетом – в итоге перед нами все та же HALO, только во всем будто уходящая от канонов оригинала. Кому-то это может понравиться, кому-то нет, но глупо отрицать, что Bungie Studios удалось вдохнуть в сериал новую жизнь.
Сюжет
ODST крутится вокруг компьютера «Суперинтендант». В нем хранится особо важная информация, которая ни под каким видом не должна попасть в лапы Covenant’а. Город вымер, а компьютер еще функционирует и всячески помогает Rookie найти соплеменников и восстановить картину случившегося. Именно «Суперинтендант» будет регулярно информировать вас, а заодно помечать на карте возможные цели и задачи (они будут отображаться на радаре). Помощь, надо сказать, идет впрок. И сразу хотелось бы оговориться, «Суперинтендант» – не просто городской компьютер – за ним стоит кое-что куда более интересное. Но, ни слова больше!
Героической поступью
ODST имеет непосредственное отношение к событиям HALO 2: если помните, в конце 5-й главы корабль Covenant’а уходит в гиперкосмос, попутно стирая с лица земли большую часть Ню Момбасы (New Mombasa). Так вот, главные герои дополнения (коих теперь шестеро) в этот самый момент летят в специальных капсулах к окрестностям мегаполиса, на помощь выжившим после атаки пришельцев. Взрыв невероятной мощности раскидывает капсулы в неизвестном направлении. Жизни ключевых персонажей, к счастью, не обрываются на столь минорной ноте. С этого, собственно, и начинается ODST.
Главным героем на этот раз стал не всеми любимый суперсолдат Мастер Чиф (Master Chief), а никому не известный Новичок (Rookie). Фанаты оригинальной трилогии, едва заслышав о смене главного действующего лица, начали сомневаться в качестве ODST, ведь харизматичный и таинственный Мастер Чиф сыграл не последнюю роль в успехе сериала. В целом, интуиция фанатов не подвела: Rookie – безликий персонаж, но он служит, скорее, путеводителем (гидом, если удобней) по мрачному миру новой HALO. Остальные пятеро персонажей – самые что ни на есть колоритные личности! Тут вам и задиристый Голландец (Dutch), и боязливый Ромео (Romeo), и до поры до времени сдержанный Микки (Mickey) – в общем, компания подобрана что надо. Отдельно хотелось бы остановиться на «сладкой парочке» Бак (Buck) и Дэйр (Dare). Первый – любит умничать и командовать, вторая – потеряла любые намеки на женственность. На протяжении всей игры они постоянно пытаются выяснить отношения – вплоть до финальных титров. Смотрится это весьма забавно, а главное – лишний раз дает понять, что перед нами обычные, такие же как и мы с вами, люди, а вовсе не суперсолдаты. К слову, каждый из членов отряда сыграет свою роль не только в развитии сюжета, но и в судьбах сослуживцев – ни одна из сценарных «веток» не будет упущена или «слита» в угоду игровому процессу и другим благам гейм-дизайна.
Переосмысление догматов
«А что же Rookie?» – вполне резонно спросите вы. Он – связующее сценарное и геймплейное звено. Если взглянуть на структуру ODST – получится некое подобие древа. Роль импровизированного «ствола» будет играть Новичок, а отходящими от него «ветками» станут члены отряда. Новобранец, кажущийся поначалу совершенно безликим, постепенно будет раскрываться перед нами, хотя не промолвит ни слова. Как ребенок – не понимает он, куда попал и как враждебная среда может повлиять на него, но при этом ему, как и геймеру, очутившемуся в мертвом городе, все интересно. Эта незримая, на грани ощущений и эмоций, связь между персонажем игры и человеком у экрана – то, чего в HALO раньше не было и быть не могло. Остальные герои на фоне юнца – завершенные образы.
С точки зрения игрового процесса это обыграно так… Rookie путешествует по городу и сам волен выбирать, куда и как ему идти. При этом он неустанно ищет какие-либо следы соратников. После обнаружения того или иного предмета, принадлежащего членам отряда, нас переносит в играбельный флешбэк, где мы действуем от лица того персонажа, на чьи следы наткнулся Новичок. И если путешествие по городу больше похоже на stealth-action в открытом мире игры, то флешбэки – чистой воды главы легендарной трилогии.
Подход к игровому процессу прямо зависит от героя, за которого мы играем, причем рамки ставит не игра, а сам геймер: невольно, на уровне подсознания. Все участники конфликта равны по всем показателям, однако не равны ситуации, в которых они оказались. Там, где за бесстрашного Голландца бросаешься в самую гущу сражения, за Rookie начинаешь играть осторожно: стараешься обойти врагов стороной и вообще не ввязываться в драку! Это беспрецедентный случай в истории жанра FPS: эмоции и переживания игрока, а вовсе не сама игра, диктуют нам, что делать. Если проще, ODST за Rookie – тяжелая нуар-новелла (от французского Noir – «Черный»), в которой невольно ставятся проблемы одиночества, страха перед неизведанным и отсутствия опыта. За остальных, как уже было сказано, – разудалая бойня на манер лучших эпизодов из HALO 2 и 3.
Соответственно, сама кампания состоит из небольших глав, в каждой из которых мы попеременно действуем за Голландца, Ромео, Бака и других «ОДСТшников», а тонкой красной нитью через эти главы проходит Новичок. Действующих лиц шестеро, но поиграть нам дадут только за пятерых: Дэйр мы встретим лишь в самом конце и только в качестве NPC – но и она не постесняется сыграть одну из ключевых ролей в кульминации add-on’а.
Путешествуя по руинам Ню Момбасы, новичок будет находить голосовые сообщения, записанные городским компьютером. Как правило, это диалоги погибших теперь уже людей. Если собрать и прослушать все подобные сообщения – будете иметь четкое представление о том, что происходило в городе на момент и сразу после взрыва. По-настоящему важной информации аудиозаписи в себе не таят, но лишний раз не дают вырваться из мрачной атмосферы хаоса и одиночества. Оно нам, собственно, только в кайф.
Возвращение к истокам
Если в отношении атмосферы и общей структуры ODST – проект действительно инновационный, то с точки зрения игрового процесса – консервативный. Многие интересные и полезные нововведения HALO 2 и HALO 3 в ODST отсутствуют: стрельбу с двух рук упразднили, класс «предметы» из 3-й части также удален, даже от брони с самовосполняющейся защитой и фонарика, отказались! В таком виде аdd-on больше всего напоминает HALO: Combat Evolved – первую главу трилогии. К счастью, на каждую потерю авторы постарались найти достойную альтернативу.
Локации в игре, по большей части, темные, и без фонарика пришлось бы туго, но теперь у нас есть особый «сканер-режим», в котором контуры объектов очерчиваются в зависимости от их свойств, а картинка становится чуть светлее. Враги щеголяют красными контурами, союзники – зелеными, оружие – синими, а всё остальное (постройки, деревья и т.п.) – коричневыми.
Регенерирующиеся щиты в броне Мастер Чифа – точно так же, как и фонарик, характерная особенность всей серии, совершенно справедливо была удалена из ODST. Парадокс в том, что обмундирование орбитального спецназа практически ничем не уступает костюмчику спасителя вселенной! Как и Мастер Чиф, герои ODST способны выдержать далеко не одно прямое попадание. У нас есть индикатор состояния здоровья и относительно слабенькие энергощиты. Если последние окажутся разряженными, начнет сокращаться полоса здоровья. Щиты регенерируются, как в былые времена, а вот здоровье придется поправлять аптечками. Подобная система жизнеобеспеченья – еще одна прямая отсылка к Combat Evolved. Естественно, многое зависит от уровня сложности: на Easy ODST покажется прогулкой по парку, а Heroic превращает врагов в беспощадных монстров, так что вам придется задумываться над каждым следующим шагом.
Канувшая в Лету стрельба «по-македонски» и класс «предметы», увы, восполняются лишь частично. На их место пришли радар и точная карта местности – элементы, присущие, скорее, тактическим шутерам, но не сериалу HALO. Но здесь они приходятся как нельзя кстати: без карты сам черт ногу сломит в городских закоулках. Радар помогает быстро ориентироваться на местности, что особенно важно при попытке спасти свою жизнь путем отважного отступления с поля боя. А уж с последним у HALO всегда все было хорошо. Благодаря действительно отменному искусственному интеллекту врагов и союзников, банальные на первый взгляд сражения стали визитной карточкой сериала. ODST не стала исключением из правил: воевать придется часто, враги ведут себя разумно, а оружия и техники на выбор предостаточно.
По большей части, все оружие из HALO 2 и 3 перекочевало в ODST без особых изменений. Добавился ровно один новый ствол – штурмовая винтовка орбитального спецназа (выглядящая, к сожалению, немного игрушечно). В остальном – все то же самое: пистолеты, штурмовые винтовки, автоматы, плазменные пушки, дробовики (как земные, так и инопланетные) и т.п. Из холодного оружия остался только смертоносный молот Брутов – энергомечей в одиночной кампании add-on’а вы не встретите. И это логично – ведь к началу событий ODST гражданская война в союзе инопланетных рас достигла своего апогея: Бруты заняли место Элитов – а вместе с последними ушли и энергомечи. При всем многообразии вооружения баланс выдержан идеально, но этим могли похвастаться и все предыдущие эпизоды HALO.
Техника, аналогично вооружению, не претерпела никаких серьезных изменений. В ваше распоряжение поступят три разновидности джипа Вартог (Warthog): с пулеметом, ракетницей и лишними пассажирскими местами на борту. Призрак (Ghost) и Баньши (Banshee): оба являются плодами вражеской технической развитости, оба обладают высокой маневренностью и слабым «здоровьем». И если Призрак парит в десятке сантиметров над землей, то Баньши позволяет свободно лететь куда душе угодно. Никуда не делась и тяжелая техника – это все те же танки наш Скорпион (Scorpion) и инопланетный Дух (Wraith). Еще со времен HALO 2 у всех желающих есть возможность захватывать вражескую технику в лучших традициях серии GTA. Отрадно, что и в ODST эту «фичу» не убрали.
Опущенный в основной статье режим
Firefight на деле оказывается братом-близнецом Horde из Gears of War 2. Суть его в том, что играющие отражают натиск постоянно прибывающих вражеских отрядов. Все действо происходит на заранее выбранной карте, а участвовать в побоищах могут от одного до четырех человек, причем как по Split-screen’у, так и в онлайне. Играть довольно интересно и надоедает нескоро. Советую сразу начинать на максимальном уровне сложности и в компании старых друзей – масса положительных эмоций гарантирована!
В омут с головой
Одно из главных отличий ODST от основной трилогии кроется также в области стиля. «Нуар-новелла» – так, если в двух словах, можно описать выбранную авторами стилистику. Этому способствуют не только вышеописанные «эмоциональные новшества» и состав персонажей, но и аудиовизуальный аспект игры.
Движок, на котором в свое время строилась HALO 3, практически без изменений перекочевал в ODST. С одной стороны, это удобно – время разработки сократилось вдвое (с трех лет до полутора), с другой – некоторую отсталость «мотора» видно невооруженным глазом. Местами мутные текстуры и угловатые слабодетализированные модели персонажей далеко не красят проект столь высокого уровня. Выручают отличное освещение и яркие спецэффекты. «Сканер-режим» тоже играет не последнюю роль, т.к. в нем приходится проводить где-то половину игрового времени, а его фильтр сглаживает неряшливость всей картины. Помимо всего прочего, нельзя не отметить гигантскую работу, проделанную художниками и дизайнерами, стараниями которых все локации выглядят очень реалистично. При всех недостатках графики язык не повернется назвать игру некрасивой.
Если графика вызывает смешанные впечатления, то музыка, без сомнения, ошеломляет. Саундтрек, написанный Мартином О’Доннеллом и Майклом Сальватори, действительно достоин похвалы. Тут вам и классически «халовские» рок-композиции, и бойкие соло на барабанах, и совершенно новые для сериала фортепианные партии. Последние, кстати, как нельзя лучше подчеркивают подноготную ODST. Что до озвучки – как и раньше, она выполнена на высшем уровне. Во многом именно благодаря профессиональной работе актеров за сценарными перипетиями наблюдать на диво интересно. К нашему превеликому сожалению, в отличие от стратегической HALO Wars, новое творение Bungie не удосужились перевести на русский язык. Нет даже субтитров, которые могли бы хоть как-то поправить положение. Кризис, одно слово.
Новое начало
Подводя итоги нашего путешествия в мир HALO 3: ODST, очень сложно прийти к однозначному выводу. От себя лишь добавлю, что перед нами не просто очередной качественный шутер, не просто новая глава во вселенной HALO, а произведение современного искусства. Местами непонятное, местами сложное для восприятия, местами очень мрачное, но до мозга костей, до последней текстуры на штурмовой винтовке, великое. ODST правильнее сравнивать с крышесносящей работой Нила Бломкампа – «Районом №9». Как и творение Bungie, авторская работа Бломкампа – безумно жестокая, безжалостная, мрачная и, прежде всего, честная притча о сущности человеческого бытия. Быть может, ODST не претендует на звание игры «всех времен и народов», но то, что она навсегда оставила свой след в сердцах геймеров, – фактический факт.
Новичок (Rookie) – главный герой игры. По характеру любознательный. Лучше всего это видно в моменты, когда он находит следы сослуживцев, – он с интересом разглядывает ту или иную найденную деталь, вертит в руках. Неопытный. В душе еще ребенок.
Бак (Buck) – из всех действующих лиц ODST больше всего похож на Мастера Чифа: старается говорить только по делу, командовать, а его излюбленное оружие – классическая штурмовая винтовка из HALO 1 и 3.
Голландец (Dutch) – сорвиголова и задира. Судя по всему – очень опытный боец. Любит тяжелое оружие и технику. Практически всегда говорит что думает. Тепло относится к Новичку.
Микки (Mickey) – личность разносторонняя: то отличается излишней серьезностью, то шутит без остановки. Подрывник высшего класса. Как правило, работает в паре с Голландцем.
Ромео (Romeo) – неоднозначный. Трусливость и заносчивость соседствуют в нем с добротой и пониманием. Снайпер. В самом начале ODST пристает к Новичку, но вовремя подоспевший Голландец отправляет Ромео куда подальше. Впоследствии убедится, что юнец способен на многое.
Дэйр (Dare) – единственная женщина в отряде и по совместительству его командир. Сильная и мужественная. Дэйр появляется лишь в конце ODST, но даже за этот малый период она раскроется с наилучшей стороны. Излюбленное оружие – обычный пистолет.